Мой город — Псков
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 
Реклама

Спортивный транспорт. Как автоспорт меняет автопром

Новые технологии приходят в автопром из космической и авиационной отраслей. Но сначала они применяются в спорте. Поэтому, выбирая в качестве направления обучения «спортивные транспортные средства», вы в буквальном смысле обеспечиваете свое будущее.
Фото: Московский Политех
Партнер проекта:

Спортивные и перспективные

Промышленным компаниям приходится тратить годы, чтобы из вчерашнего студента вырастить квалифицированного специалиста. Индустрия заинтересована в готовых инженерах, и при трудоустройстве предпочтение отдают тем, кто может предъявить не только диплом, но и реализованные проекты. Именно такими специалистами являются лучшие выпускники транспортного факультета Московского политехнического университета, специализирующиеся на спортивном транспорте. Это топовое направление в Московском Политехе и единственная вузовская образовательная программа такого рода в России. Самые талантливые ребята одновременно с учебой конструируют болиды и гоночные мотоциклы. Выпускники востребованы не только в спортивной индустрии — их с удовольствием принимают на работу гиганты автопрома. Ведь инженер, который умеет делать спортивную технику, всегда может больше, чем обычный специалист.

Не только скорость

Любой инженер, причастный к созданию спортивных машин, за несколько минут назовет десятки решений, родившихся в авто- или мотоспорте и примененных в обычных автомобилях. Все серьезные технологии сначала «обкатаны» в гонках — как турбокомпрессор, например. Из спорта в серийное производство пришли дисковые тормоза. B гоночных автомобилях они появились в начале 50-х, а сейчас почти повсеместно заменили архаичные барабанные.

Эволюцией двигателя внутреннего сгорания мы тоже обязаны инженерам, работавшим над созданием гоночных автомобилей. Вообще технологии, которые применяются в спорте, лишь ненамного отстают от авиационных.

НАПРИМЕР, СНАЧАЛА МЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЯМОГО ВПРЫСКА ПОЯВИЛАСЬ НА САМОЛЕТАХ, К СЕРЕДИНЕ 50-Х ЕЮ БЫЛИ ОСНАЩЕНЫ АВТОМОБИЛИ — ПОБЕДИТЕЛИ ГРАН ПРИ «ФОРМУЛЫ-1», А В 80-Е ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СТАЛА СТАНДАРТОМ ДЛЯ МАССОВОГО АВТОПРОМА.

История гонок — это, к сожалению, не только ошеломительные рекорды, но и жертвы. Поэтому сохранению жизни пилотов всегда уделялось особое внимание. Безопасность, а не скорость, должна быть на первом месте! Для этого предусмотрена жесткая конструкция рамы болида, для безопасности была разработана и система гашения ударов, или краш-бокс. Сейчас краш-боксы стоят практически на всех автомобилях, от легковушек до тяжелых грузовиков, защищая водителей и пассажиров.

С гоночной трассы на обычное шоссе

В спортивных моделях ведущие мировые производители апробируют инновационные технологии, которые рано или поздно станут доступными для всех. Взять те же дисковые тормоза: на гоночных автомобилях они керамические, намного легче стальных. В качестве опциональных они устанавливаются сейчас и на некоторых роскошных люксовых суперкарах. Гоночные команды также используют тормоза, изготовленные из углеволокна. Все, наверное, слышали слово «карбон»? Это суперлегкий и суперпрочный композиционный материал, состоящий из нитей углеродного волокна и полимерных смол, очень дорогой в изготовлении. Как только ученые найдут способы удешевить его — придет и в серийное производство.

Как и детали из материалов с разной степенью плотности — их изготовление основано на аддитивных технологиях, или, проще говоря, 3D-печати. Она появилась в 80-е годы прошлого века и будет обеспечивать прогресс еще лет сорок. Деталь, которую раньше делали из куска алюминия и фрезеровали на станке, сейчас можно напечатать, закладывая разную плотность и оптимизируя таким образом энергопогашение.

Телеметрия в обычных автомобилях пока имеет ограниченные функции. А в спорте уже сейчас десятки датчиков в режиме реального времени передают огромное количество информации, позволяющей механикам поменять настройки: о техническом состоянии, скоростном режиме, времени реакции пилота и так далее. Обычному водителю столько данных просто не нужно. Но цифровизация, компьютеризация средств передвижения — это уже не будущее, а данность. Если раньше в автомобиле главным был мотор, механика, то сейчас на первое место выходит электроника. Современный автомобиль становится своего рода гаджетом — простым в управлении, но с очень сложной «начинкой».

Беспилотники и электрокары — что в перспективе?

Два ведущих тренда в развитии автотранспорта — автономные, беспилотные автомобили и переход с двигателей внутреннего сгорания на электрические топливные элементы.

Беспилотники уже появились в наших городах. И это не роботы, доставляющие пиццу, а полноценные автомобили. «Яндекс» запустил уже четвертое поколение такси на автопилоте, но пока они ездят в тестовом режиме.

НА ДОРОГАХ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, В ТАТАРСТАНЕ ТЕСТИРУЮТСЯ БЕСПИЛОТНИКИ НАМИ И КАМАЗА — ПАРТНЕРОВ МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХА. САМ ВУЗ ТОЖЕ ПРОВОДИТ ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПОВ НА ЗАКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ВЫЕЗДУ НА «БОЛЬШУЮ ДОРОГУ».

Технологически проблем с производством беспилотников нет, другое дело, что ездят они пока довольно медленно — электронный «мозг» не успевает обрабатывать информацию. Остается открытым и вопрос инфраструктуры, безопасного взаимодействия с другими автомобилями: это робот не ошибается, а за рулем соседнего авто сидит живой человек с непредсказуемым порой поведением. Кроме того, под беспилотники нужно разрабатывать специальную нормативно-правовую базу, а это дело небыстрое. В общем, в ближайшие 15-20 лет нам не стоит отказываться от водительских прав.

А что с электромобилями? Даже во время пандемии коронавируса при общем падении продаж автотранспорта мировой рынок электромобилей показал рост в 5% (по итогам 2020 года). Агентство Bloomberg прогнозирует, что к 2025 году автоконцерны смогут втрое увеличить продажи электромобилей, до 20,6 млн штук. Доля электромобилей и гибридов в объеме производства автомобильной промышленности может составить 36%.

По данным аналитического агентства «Автостат», в России по состоянию на 1 июня 2021 года парк электромобилей (BEV), гибридов (HEV) и подключаемых гибридов (PHEV) составлял 179,3 тыс. экземпляров, или 0,4% от всего парка легковых автомобилей (45,17 млн машин). «Чистых» электромобилей у нас было 12 300 экземпляров, в основном «японцев». Всего-то?! Но учитывая, что годом раньше было зарегистрировано лишь 687 — динамика налицо.

Слово эксперту

Пабло Итурралде,
декан транспортного факультета Московского Политеха,
начальник Центра развития инжиниринга Московского Политеха

«Нам обязательно нужно делать собственный доступный электромобиль! Когда-то мировые эксперты предрекали, что к началу 2000-х мы все пересядем на электромобили. Этого не произошло по очень простой причине: невозможно было обеспечить большой пробег с существующими на тот момент аккумуляторами. Toyota выиграла битву за рынок в те годы, потому что правильно видела перспективу и развивала технологии гибридных авто. В середине 2000-х любая уважающая себя компания стремилась представить электрокар, но не все могли это сделать, поэтому покупали патенты у лидера направления. Для полного перехода на электромобили нужна инфраструктура, зарядные станции, само электричество. В России вырабатывается сверхдостаточно электроэнергии. Так что задача вполне реалистичная. И электромобили у нас обязательно будут. Например, наш партнер АВТОРОР намеревается создавать линейку электроавтомобилей, надеюсь, через два-три года мы это увидим. Очень рад, что и мы (Московский Политех) участвуем в этом с нашими идеями и разработками».

Инженерно-гоночная команда FDR Moscow Московского Политеха с 2006 года делает гоночные машины и мотоциклы. Это, например, Iguana G10t1 — самый технически оснащенный болид на территории России. Пилоты спорткаров Московского Политеха на равных соревнуются с сильнейшими международными командами в гонках на скорость и на выносливость. А созданный студентами электробайк дважды установил рекорд скорости на льду, на фестивале «Байкальская миля», и уже вошел в историю автоспорта.

Рекорды профессиональных автогонщиков всегда поражали воображение. Участники самых первых официальных автогонок передвигались со скоростью современного водителя, едущего в пробке — меньше 25 км/ч. Но к началу ХХ века на электрокаре был преодолен знаковый рубеж в 100 км/ч, а к его концу на реактивном автомобиле достигнута скорость в 1228 км/ч! Индустрия, работающая на массового потребителя-автовладельца, развивается не так быстро (во всех смыслах), как спортивная. Но те разработки, процессы и материалы, что применяются в спортивном транспорте — это и есть технологии будущего для серийного автомобилестроения.

Где учиться

Московский политехнический университет. Транспортный факультет. Специальность: «Наземные транспортно-технологические средства». Образовательная программа: «Спортивные транспортные средства»

Где стажируются студенты: ООО «Motul», ООО Международный аэропорт Домодедово, НАМИ

Где работают выпускники: ЗАО «РЕНО Россия», ОАО «Авторор», Volgabus Design, Дизайн-студия Lada, АвтоВАЗ, Рольф, ГНЦ ВГУП «НАМИ»

Подать документы

Московский политехнический университет выпускает инженеров по широкому спектру направлений, в том числе специалистов в сфере информационных технологий, биотехнологии, интеллектуальной энергетики, беспилотного транспорта и машиностроения. Также здесь представлены и гуманитарные, социально-экономические, творческие направления. В основе подготовки студентов — разработка индустриальных проектов в течение каждого семестра и учеба в сотрудничестве с 350 компаниями-партнерами.
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты